Скорая Компьютерная Помощь г. Калуга

Полный спектр компьютерных услуг!

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Внимание!

  • Вся информация, расположенная в данном и других разделах форума получена из открытых источников (интернет-ресурсы, средства массовой информации, печатные издания и т.п.) и/или добавлена самими пользователями. Администрация форума предоставляет его участникам площадку для общения / размещения файлов / статей и т.п. и не несет ответственности за содержание сообщений, а также за возможное нарушение авторских, смежных и каких-либо иных прав, которое может повлечь за собой информация, содержащаяся в сообщениях.
Ремонт компьютеров в калуге Рекламное место сдается
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Типографика / Русская капитель: бессмысленно и беспощадно
Decker
сообщение 10.1.2011, 15:33
Сообщение #1


Администратор
*****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 14349
Регистрация: 12.10.2007
Из: Twilight Zone
Пользователь №: 1



Иногда про капитель говорят, что это буквы, которые по форме как прописные, а по высоте — как строчные. Это не совсем так: вернее будет сказать, что капитель по форме похожа на прописные буквы, а по высоте похожа на строчные:







Настоящую капитель нельзя получить простым уменьшением прописных. Чтобы в этом убедиться, сравните соответствующие символы. В каждой паре первая буква — капительная, а вторая — уменьшенная прописная:







Капитель делают так, чтобы толщина её штрихов согласовывалась с прописными и строчными буквами того же кегля. Этого нельзя добиться, если механически уменьшать прописные: ведь штрихи при этом становятся тоньше, чем надо. Кроме того, обычно капитель чуть выше строчных букв, зато в пропорции немного шире прописных.







В европейской типографике капитель традиционно служила средством выделения, в том числе:

  • для оформления отдельных фрагментов текста (например, первого слова в начале главы);
  • для коротких обособленных надписей (например, в колонтитулах);
  • для некоторых аббревиатур (например, «AM» и «PM»).










В компьютерном наборе, как и в механическом, капитель можно изобразить, только если в самГім шрифте есть соответствующие символы. Между тем, такого начертания нет в таких распространённых шрифтах, как Times New Roman, Arial, Georgia, Verdana, Tahoma и даже Palatino Linotype. Зато с капителью всё в порядке в Calibri, Cambria, Constantia и других шрифтах из комплекта ClearType.



Впрочем, поддержка капители в шрифте — это ещё не всё. Необходимо также, чтобы с капителью умела работать программа, которая интерпретирует шрифтовой файл. Скажем, InDesign, Photoshop и другие программы из семейства Adobe Creative Suite хорошо воспроизводят капитель. А вот OpenOffice Writer, хотя имеет соответствующую настройку (Формат в†’ Символы в†’ Эффекты шрифта в†’ Эффекты в†’ Капитель), вместо нужных знаков показывает механически уменьшенные прописные буквы даже для шрифтов, в которых есть нормальная капитель. Моё мнение такое: не умеешь — не берись.



Браузеры тоже не справляются с капителью. Хотя в CSS можно задать правило font-variant: small-caps, в действительности это приводит к тем же уменьшенным прописным, и результат выглядит позорно. Вот, например, Firefox:











В отечественном издательском деле капитель не прижилась. Она пыталась утвердиться на нашей почве ещё в XVIII веке, когда книгопечатники массово перенимали европейский опыт, а большинство кириллических шрифтов изготавливали зарубежные мастера.



Перениматели не очень заботились о том, какая европейская практика подходит к нашим условиям, а какая — нет. Мол, раз у немцев есть капитель — пускай и у нас будет. Но оказалось, что русская капитель выглядит вяло и невыразительно, не обеспечивая той же выделительной функции, что в латинице.



Это потому, что в кириллице почти все строчные буквы по форме подобны соответствующим прописным. В современном русском алфавите только четыре буквы — «а», «б», «е», «ё» — существенно отличаются от прописных, и ещё три — «р», «у», «ф» — отличаются незначительно за счёт выносных элементов:







Если учесть частоту употребления букв (в соответствии с классической книгой Ягломов, с. 238), то выходит, что 75 % букв в виде капители практически идентичны строчным. В царское время к особым капительным буквам добавлялись ещё «І» (существенное отличие) и «Сў» (отличие в выносном элементе), но это не сильно меняло общую картину.



Совсем другое дело — латинский алфавит. Там, наоборот, всего 7 из 26 букв имеют одинаковый рисунок в прописном и строчном регистре:







Поэтому латинская капитель смотрится как самостоятельное начертание, хорошо отличимое и от обычного текста, и от других способов выделения — курсива, полужирного. А русская капитель воспринимается в целом так же, как простые строчные буквы.







Сейчас мы переживаем новую волну огульного впитывания зарубежного опыта, в том числе в шрифтовых и издательских технологиях. И снова, как в екатерининские времена, перениматели не осмысляют, какие заимствования удачно впишутся в отечественные реалии, а какие — нет. Наличие капители в современных кириллических шрифтах преподносится как признак особой добротности, хотя по сути это просто ещё один комплект строчных букв.







Думаю, что вторая попытка капительной интервенции провалится так же, как первая. Русская капитель не войдёт в широкий обиход, а останется местечковым фетишем в кругах узких ценителей, вроде концептуального постмодернизма или «тёплого лампового звука». Хотя, конечно, я могу и ошибаться.
Original source: habrahabr.ru (comments).

Читать дальше


--------------------

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Рекламное место сдается Рекламное место сдается
Текстовая версия Сейчас: 25.2.2024, 10:00
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования