[Из песочницы] Плагины в кармане или перочинный ножик в программе |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
[Из песочницы] Плагины в кармане или перочинный ножик в программе |
11.4.2016, 13:23
Сообщение
#1
|
|
Администратор Группа: Главные администраторы Сообщений: 14349 Регистрация: 12.10.2007 Из: Twilight Zone Пользователь №: 1 |
Python* В этой статье речь пойдет о плагинах — программных модулях, которые можно легко установить в основное приложение для расширения его функционала. Точнее, не о самих плагинах, а о том, как реализовать в своей программе систему взаимодействия "Приложение — Плагин". В сети можно легко найти достаточно сложные и, порой, запутанные алгоритмы интеграции в ваш программный код подобной системы, но, поскольку мы будем использовать язык программирования Python, для нас все будет просто и предельно ясно. Однако перед тем как показать читателю все инструменты своей плагинной системы — своего рода перочинный ножик, который по моему мнению, должен быть в каждом уважающем себя кармане, пардон, программе — немного предыстории... Однажды для своего проекта мне потребовалась одна единственная, ну очень важная функция, которую на этапе разработки я, к сожалению, не предусмотрел. Проект был большой и довольно старый, поэтому мне пришлось с неделю повозиться, разыскивая в его коде нужные классы и процедуры, чтобы повесить в меню программы заветную кнопочку, реализующую недостающий функционал. Да и, признаться, мало радости в переписывании пусть и не всего, но какой-то части приложения. После этого я твердо решил пересмотреть архитектуру своих проектов и, дабы не наступать на одни и те же грабли, поставил для себя задачу: расширение возможностей моих программ должно производиться в один клик! Сказанно — сделанно. Итак, достаем из шкафа новенький скелет будущего приложения, который выглядит вот так: И пересчитаем его косточки: Папка Libs предназначена для библиотек и модулей будущего проекта. На данный момент в ней находятся модули для инициализации и подключения плагинов: loadplugin.py — загружает плагины программы из папки Plugins (будет создана автоматически) корневой директории проекта; manifest.py — класс, описывающий манифест загружаемого плагина; В корневой директории проекта: program.py — основной рограммный код приложения, находящийся в классе Program; main.py — запускает программный код program.py и подключает плагины, если таковые имееются; Далее я опишу только ключевые моменты реализации плагинной системы, опуская создание простейшего интерфейса приложения для демонстации работы плагина. Небольшой архив с примером вы сможете скачать по ссылке в конце статьи. main.py: #! /usr/bin/python2.7 # -*- coding: utf-8 -*- import traceback __version__ = "0.0.1" def main(): try: from Libs.loadplugin import loadplugin # функция загрузки плагинов from program import Program # импортируем основной класс программы app = Program() loadplugin(app) # загружаем плагины app.run() # запуск приложения except Exception as exc: print traceback.format_exc() traceback.print_exc(file=open("error.log", "w")) # Вывод окна с текстом ошибки. if __name__ "__main__": main() Алгоритм модуля main.py:
loadplugin.py: # -*- coding: utf-8 -*- import os import traceback def loadplugin(app): """Загружает плагины. :type app: <class 'program.Program'>; :param app: экземпляр класса Program; """ # Директория плагинов. plugins_path = "{}/Plugins".format(os.path.split(os.path.abspath(sys.argv[0]))[0]) # Список разрешенных к подключению плагинов. plugin_list = eval(open("{}/plugins_list.list".format(plugins_path)).read()) for name in os.listdir(plugins_path): if name.startswith("__init__."): continue path = os.path.join(plugins_path, name) if not os.path.isdir(path): continue try: if name in plugin_list: execfile(os.path.join(path, '__init__.py'), {"app": app, "path": path}) except Exception: raise Exception(traceback.format_exc()) Алгоритм модуля loadplugin.py:
Для большей наглядности я убрал из модуля loadplugin.py верефикацию плагинов и различные проверки на отсутствие директории Plugins, файла plugins_list.list и пр. Как вы заметили, плагин исполняется функцией execfile: execfile(os.path.join(path, '__init__.py'), {"app": app, "path": path}) которая выполняет код файла [b]init.py[/b] пакета плагина и передает в глобальное пространство имен [b]init.py[/b] экземпляр app главного класса приложения. Далее, через app, плагин получает доступ ко всем функциям и переменным программного кода приложения. Довольно просто. Теперь давайте перейдем от слов к делу и запустим тестовый пример (main.py) из папки TestPlugin. Здесь стоит сказать, что пишу я, используя в основном фреймворк Kivy, так что для запуска тестовых примеров предполагается, что все необходимые библиотеки установлены на вашей рабочей станции. Итак, запустив пример, увидим простенький интерфейс с actionbar внизу экрана. Выберем кнопку в нижнем правом углу, открыв выпадающий список из двух пунктов, нажимаем пункт "Плагины" и читаем сообщение "Нет установленных плагинов". Действительно, заглянув в папку проекта, обнаружим новую директорию Plugins. Кроме уже известных нам файлов, директория для плагинов пуста. Ну что ж! Самое время их установить. Давайте расширим инструментал нашего перочинного ножика с помощью плагина и добавим в actionbar новую кнопку с логотипом Хабра. В архиве с тестовым примером, помимо проекта TestPlugins, имеется папка Plugins. Откройте ее и скопируйте плагин HabraButton в проект в директорию Plugins. Теперь снова запускаем наше тестовое приложение и выбираем пункт "Плагины". Ура! Наш перочинный ножик только что обзавелся новеньким инструментом, как и было обещанно, в один клик. Пункт с именем свежего плагина горит желтым цветом, это значит, что приложение его опознало, но не подключило к использованию. Исправляем это, нажимая на кнопку с найденным плагином. Подключаем плагин, читаем сообщение, что "Плагин подключен и будет импортирован в проект после следующего запуска." Если снова выбрать в выпадающем списке пункт "Плагины", увидим, что, действительно, плагин успешно падключен, о чем свидетельствует кнопка, горящая уже голубым цветом. Собственно, что произошло, когда мы выбрали пункт "Подключить"? Имя плагина было добавлено в список разрешенных к использованию в файл plugins_list.list в директории Plugins. Теперь модуль загрузки плагинов loadplugin.py сможет импортировать данный плагин. Давайте это проверим и запустим тестовый пример еще раз. Появилась новая кнопка с логотипом Хабра в actionbar. Нажимаем ее и наслаждаемся сообщением "Привет, плагин"! Вот, собственно, и все. Я не рассматриваю в данной статье код самого плагина (он довольно прост). Вы можете открыть файл [b]init.py[/b] пакета HabraButton и посмотреть, как через экземпляр app плагин обращается к объектам программного кода класса Program. Также за бортом я оставил верефикацию плагинов. Мне она нужна, чтобы отслеживать совместимость и визуализировать информацию о плагинах. Все это есть в тестовом примере. Надеюсь, смог быть полезным! Тестовый пример — 40.65 Kb. Original source: habrahabr.ru (comments, light). Читать дальше -------------------- |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 29.1.2025, 23:52 | |